Правила игры в боулинг

Основные правила боулинга (основное): 

  • Цель игры в боулинг — сбить шаром как можно больше кеглей за игру. 1 кегля = 1 очко;
  • 1 игра — это 10 фреймов. 1 фрейм — это 2 броска (кроме ситуации, когда сразу выбит страйк);
  • Случай, когда все кегли сбиты в 1 фрейме одним броском, называют «Страйк» (Strike). Страйк обозначают символом X и начисляют игроку 10 очков + количество кеглей, сбитых за 2 следующих броска ( Х = max 30 очков);
  • Случай, когда все кегли сбиты в 1 фрейме двумя бросками бросками, называют «Спеа» (Spare). Спеа обозначают символом / и начисляют игроку 10 очков + количество кеглей, сбитых в следующем броске ( / = max 20 очков);
  • Максимальное количество очков в 1 игре = 300. Их начисляют игроку, сбившему 12 страйков подряд. X X X X X X X X X X X X = 300.

Правила для игры в боулинг:

1. Определение. Игра в десятикегельный боулинг состоит из 10 фреймов. Игроки бросают два шара в каждом из первых 9 фреймов, если только при первом броске не выбит страйк. В десятом фрейме игроки бросают три шара, если выбит страйк или спэа. Правильным считается бросок, при котором шар покидает место, где находится игрок, и пересекает линию фола на игровой дорожке. Производится отсчет очков при каждом броске, если только не заявляется «ошибочная посылка шара». Бросок шара должен производиться только вручную. Нельзя использовать какие-либо устройства, прикрепляемые или прикладываемые к шару, которые могут выполнять вспомогательную функцию при броске или являются подвижной частью при броске.

2. Подсчет очков. За исключением случаев, когда при первом броске произошел страйк, количество кеглей сбитых игроком при первом броске шара отмечается в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего фрейма на мониторе, а количестве кеглей, сбитых игроком при втором броске шара, отмечается в квадратике в верхнем правом углу кадра. Если ни одна из кеглей стоящих во фрейме не сбита, в поле подсчета очков ставится прочерк (—). Суммарный счет за две попытки подсчитывается и сразу высвечивается на мониторе.

3. «Страйк» (Strike). Если при первом броске шара во фрейме сбивается весь комплект (10) установленных кеглей, то засчитывается страйк. Страйк отмечается знаком (Х) в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего фрейма. Один страйк оценивается в 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком в последующих двух бросках, которые записывается соответственно в следующих фреймах.

4. Серия из страйков. Два последовательных страйка называют дабл (Double) — X X. Три последовательных страйка называют тёрки (Turkey) — Х Х Х. Для того, чтобы получить максимальное число очков равное 300, игроку нужно выбить последовательно 12 страйков, т.е. сделать pёrfect game (идеальную игру).

5. «Спэа» (Spare). Спэа засчитывается, если кегли, оставшиеся стоять после первого броска шара, сбиваются при втором броске шара в данном фрейме. Спэа обозначается знаком / в верхнем правом углу соответствующего кадра. В этом случае за спэа начисляется 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком в последующем броске шара.

6. Открытый или Оупен фрейм (Open frame). Случай, когда игроку не удается сбить все 10 кеглей за два броска шара в одном фрейме, это называется открытым фреймом.

7. «Сплит» (Split). Сплитом называется такое положение нескольких кеглей оставшихся стоять после броска шара, при котором первая (головная) кегля упала и, по-крайней мере, одна кегля упала между двумя или несколькими рядом стоящими кеглями, например, между 7-ой и 9-ой или 3-ей и 10-ой. Сплит, обычно, обозначается на мониторе как (O), с числом сбитых кеглей внутри кружка.

8. Правильное сбивание кеглей. Бросок шара считается совершенным, когда игрок послал шар и данный шар пересек линию фола. Подсчитывается каждый бросок шара, если только шар не объявляется ошибочным. Бросок шара должен быть выполнен только рукой. Запрещается использование каких-либо приспособлений в составе самого шара или прикрепленных к нему, которые отсоединяются после броска, или которые перемещаются во время броска.

Считается, что игрок сбил кегли правильно, если выполняются следующие условия:

  • Кегли упали или слетели с площадки под действием шара или какой-либо кегли, отскочившей от боковой перегородки или заднего борта, или отскочившей от убирающей доски, когда она находилась на площадке перед уборкой сбитых кеглей.
  • Кегли, которые наклонились и оперлись на стенку отбойника или боковую перегородку.
  • Все такие кегли считаются сбитыми и должны быть удалены с площадки до следующего броска шара.

9. Неправильное сбивание кеглей. Если происходит одно из событий указанных ниже, бросок шара засчитывается, а последующее за ним сбивание кеглей нет:

  • Шар выходит за пределы дорожки до достижения кеглей.
  • Шар отскакивает от заднего борта.
  • Кегля отскакивает после контакта с телом, руками или ногами сотрудника, ответственного за установку кеглей.
  • Происходит контакт кегли с механическим устройством установки кеглей.
  • Какая-либо кегля падает при удалении сбитых кеглей.
  • Какая-либо кегля падает при контакте с сотрудником, ответственным за установку кеглей.
  • Игрок нарушает правила.
  • Бросок шара осуществляется, когда с дорожки или из желоба еще не убраны сбитые кегли и шар касается этих сбитых кеглей перед тем как сойти с поверхности дорожки.
  • Если происходит неправильное сбивание кеглей и игрок получает право на дополнительные броски шара в данном фрейме, неправильно сбитая кегля или кегли должны быть установлены на то место, на котором они первоначально стояли.

10. Неправильная установка кеглей. Если при первом или втором броске шара сразу после броска обнаруживается, что одна или несколько кеглей установлены неправильно, но все необходимые кегли имеются в наличии, данный бросок шара и соответствующий результат засчитываются. Ответственность за определением правильности установки кеглей лежит на самом игроке. Перед выполнением броска игрок, заметивший неправильную установку кеглей, должен сам настоять на их правильной установке, в противном случае первоначальная установка кеглей будет считаться правильной. Запрещается менять положение какой-либо кегли, оставшейся стоять после броска шара. Это значит, что если кегли сдвигаются механическим устройством установки кеглей, то они должны остаться на своем новом месте и их ручная перестановка запрещается.

11. Сбитые / не сбитые кегли. Отскок кегли.Только те кегли могут быть засчитаны сбитыми, которые были фактически сбиты или полностью смещены с игровой поверхности дорожки в результате правильного броска шара. Если произошел отскок кеглей, и они остались стоять на дорожке, то эти кегли считаются не сбитыми.

12. Замена кегли.В случае поломки или иного повреждения кегли в процессе игры, эта кегля должна быть заменена на другую, состояние и вес которой как можно ближе соответствует другим кеглям из используемого комплекта. Необходимость замены кеглей определяется должностными лицами данного турнира.

13. Ошибочный шар. Шар объявляется ошибочным в любом из следующих случаев:

  • Сразу после броска шара (и до следующего броска шара на той же дорожке) выясняется, что одна или несколько кеглей из комплекта отсутствует.
  • Сотрудник, отвечающий за установку кеглей, касается любой стоящей кегли до того, как шар докатывается до кеглей.
  • Сотрудник, отвечающий за установку кеглей, снимает или дотрагивается до любой упавшей кегли, до того как она остановится.
  • Игрок осуществляет бросок шара не по своей дорожке или не в свою очередь. Или один игрок из каждой команды на паре дорожек осуществляет посылку шара не по своей дорожке.
  • Наличие физической помехи со стороны другого игрока, зрителя или движущегося объекта или сотрудника, отвечающего за установку кеглей, во время выполнения броска шара и до его завершения. В этом случае пострадавший игрок может, либо согласиться с результатом данного броска, либо заявить, что шар является ошибочным.
  • Какая-либо кегля смещается или падает во время посылки шара, но до того, как шар достиг кеглей.
  • Посланный шар наталкивается на посторонний предмет.
  • При объявлении шара ошибочным, посылка не засчитывается. Все кегли, которые стояли при объявлении шара ошибочным, должны быть переставлены, а игрок получает возможность выполнить бросок шара заново.

14. Бросок шара по неправильной дорожке (для официальных соревнований). Каждая игра проводится участниками на паре дорожек. После одной, двух игр (не более) все участники по команде судьи переходят на другие пары дорожек. При объявлении шара ошибочным игрок или игроки должны выполнить бросок по правильной дорожке в следующих случаях:

  • Один игрок бросает шар по неправильной дорожке.
  • Один игрок от каждой команды на паре дорожек бросает шар по неправильной дорожке.
  • Если несколько игроков из одной и той же команды по очереди бросают шар по неправильной дорожке, то данный фрейм будет доигран без изменений. Все последующие фреймы должны начинаться на правильной дорожке.

15. Определение фола (нарушения). Фол (нарушение) фиксируется, если игрок какой-либо частью своего тела перейдет или заступит за линию фола, а также дотронется до любой части дорожки, оборудования или конструкции (строения) во время или после броска шара. Шар считается находящимся в игре, пока тот же или другой игрок не займет место для выполнения следующего броска шара.

16. Умышленное нарушение (фол). Если игрок в своих интересах нарушает правила умышленно, результат данного броска шара этим игроком аннулируется, а дальнейшие броски в данном фрейме для этого игрока не разрешаются.

17. Засчитывание нарушения правил при броске. При фиксировании нарушения (фола) бросок шара засчитывается, но кегли, сбитые при данном броске, не учитываются. Если игрок, совершивший фол, имеет право на дополнительные броски шара в данном фрейме, то кегли, сбитые шаром при регистрации фола, должны быть установлены заново.

18. Очевидный фол. Фол фиксируется, даже если он не определяется автоматическим устройством регистрации фола или судьей, но совершение этого фола очевидно для следующих лиц:

  • Для обоих капитанов (представителей) или одного или нескольких игроков из соревнующихся команд.
  • Для официальных лиц следящих за игрой и счетом.
  • Для официального лица, ответственного за проведение турнира.

19. Фол — протест. После объявления фола протесты не принимаются за исключением следующих случаев:

  • Доказано, что в работе автоматического устройства регистрации фола имеются сбои.
  • Имеются весомые доказательства того, что игрок не совершал фола.


20. Условный шар. В случае подачи протеста, предметом которого является фол, правильное падение кегель или ошибочный шар, и который не может быть немедленно разрешен официальными лицами, ответственными за проведение турнира, игрок должен бросить условный шар или переиграть фрейм.
В случае возникновения спорной ситуации при первом броске игрока в любом фрейме, или при втором броске игрока в десятом фрейме после страйка при первом броске в десятом фрейме:

  • Если спорная ситуация разрешилась независимо от того совершал игрок фол или нет, данный игрок должен завершить фрейм, а затем бросить условный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.
  • Если предметом спора является сомнительное неправильное падение кеглей, игрок должен завершить фрейм, а затем бросить условный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.
  • Если спорная ситуация разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет, игрок должен завершить фрейм, а затем сыграть спорный фрейм полностью.
  • Если спор возникает в дополнительной попытке или в третьем броске десятого фрейма, то спорный шар не назначается, если только спорная ситуация не разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет. В этом случае условный шар должен бросаться в ту же расстановку кеглей, которая стояла при броске шара, ставшего предметом спора.